Предприниматели похожи на суперменов: они запускают бизнесы, преодолевают бюрократические преграды, решают сто вопросов в минуту, но чаще всего они не умеют простой вещи — отдыхать. Точнее, им кажется, что они не могут себе этого позволить. Рассказываем, почему важно все-таки выделять время на отдых, вопреки тревоге «без меня всё рухнет», и как научились это делать те, кто тоже поначалу запрещал себе отпуск.
Если уж среди наемных работников есть трудоголики, которые не могут позволить себе полноценного отпуска, то что говорить о владельцах собственного бизнеса? Предпринимателям свойственно «сливаться» со своим делом, воспринимать его как ребенка, которого ни на минуту нельзя оставить.
Как правило, первые два-три года в стартапе самые насыщенные, когда буквально всё держатся на основателе. Даже если у него уже есть команда, он все равно сильно вовлечен во все процессы. Он носитель ценностей и критериев качества, он видит образ результата и отвечает за него.
Неудивительно, что при такой вовлеченности в работу собственник бизнеса не позволяет себе ни отпусков, ни выходных. Это логичный этап, он есть в истории практически каждого бизнеса. Но вот в чем парадокс: режим «всё ради дела!» может нанести этому делу ущерб.
Когда Мария Осташкова открыла небольшую дизайн-студию, она была готова к трудностям, переработкам и напряженным временам. Однако всё оказалось в разы сложнее, чем она себе представляла. Первый год Мария тащила проект в одиночку и, по ее словам, перестала видеться с семьей, иногда даже ночевала в офисе, похудела на 10 килограммов. Об отпуске и даже выходных не могло быть и речи. Потом Мария взяла помощников, однако бизнес-результаты все равно оставляли желать лучшего: клиентов было мало, средний чек не рос, подрядчики подводили.
Мария считала, что виновата сама, и заставляла себя работать еще больше. «Еще через год я поняла, что я ненавижу свое дело. Мечта стала кошмаром», — признается она.
В поисках себя она стала вести дневник, записывать всё самое ценное, что случилось за день. Оказалось, что это время, проведенное с семьей. Тогда Мария приняла волевое решение работать не больше 8 часов в день и съездить наконец на море с детьми.
Вернувшись после отдыха, она увидела много пробелов в рабочих процессах, которых раньше не замечала. «Мне пришли в голову довольно очевидные идеи, удивительно, что раньше в суете я об этом не думала», — говорит Мария.
Она пересмотрела принципы продаж, сама больше сосредоточилась на продукте, а всю рутину делегировала ассистенту. И вскоре ей улыбнулась бизнес-удача. Проанализировав свой стартап-опыт, Мария стала разграничивать работу и время для себя: начала высыпаться, отдыхать и делать паузы, чтобы снова не потерять бизнес-зоркости.
Психологи и медики напоминают, что все люди склонны к выгоранию и усталости, поэтому отдыхать просто необходимо. Многие успешные люди из бизнеса также открыто говорят, что отдых — ключ к эффективности, и сожалеют, что не понимали этого раньше. К такому выводу пришел, например, один из основателей Facebook Дастин Московиц. В 2015 году он написал
Кристина Мянд-Лакьяни, сооснователь компании в сфере саморазвития Mindvalley, отмечает, что у предпринимателей-трудоголиков проблема возникает в тот момент, когда им хочется взять перерыв, а они отказывают себе, опасаясь, что «всё рухнет». Гиперответственность приводит к стрессу, а он, в свою очередь, может привести даже к расстройствам психики.
«Если вы как предприниматель уверены, что не можете позволить себе уйти в отпуск, подумайте — какой ресурс сил для вас самый важный? — советует эксперт. — Вероятно, это ваше здоровье, эмоциональное и психологическое состояние и, как следствие, способность принимать эффективные решения. Отказ от отпуска оказывается разрушительным для вашего здоровья, для психики, состояния в целом».
Многие предприниматели и сами прекрасно понимают, что отказ от отпуска — верный путь к неэффективности в работе. Но как быть, если дел действительно невпроворот и оставить их на кого-то другого невозможно?
Если, по вашим ощущениям, вам абсолютно не на кого оставить дела — это повод пересмотреть свой подход к подбору сотрудников. Возможно, до сих пор вы принимали людей только для самых простых линейных операций. Но то, что вы не можете себе позволить уйти в отпуск, — сигнал, что вам нужен помощник, способный взять на себя хотя бы часть ваших ключевых задач. По крайней мере, можно найти помощника с функциями «на вырост», если вы пока не готовы предложить рыночную зарплату помощнику с хорошим опытом.